18+

Анастасия Зорина

3

Онкопсихолог Наталья Балацкая: как жить, несмотря на рак?

Эксперт рассказала о психологической поддержке пациентов с онкологическим заболеванием и их родных

Онкопсихолог Наталья Балацкая: как жить, несмотря на рак?
Источник изображения: www.pixabay.com

Фраза «у вас рак» повергает в шок как больного, так и его близких. В психологической поддержке нуждается не только пациент, но и его родные. Оказать квалифицированную помощь в таких ситуациях может онкопсихолог.

Наталья Балацкая – действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, педагог-психолог, клинический психолог паллиативной помощи новосибирской районной клинической больницы №1.

личный архив

— Что представляет собой онкопсихология?

— Раньше онкопсихология отдельно не выделялась, поэтому жёсткого определения нет. Практически — это работа с онкологическими пациентами, и с их родственниками, и, конечно, с медперсоналом. Сейчас онкопсихология выделяется как отдельное направление в психологии.

Психологическая помощь нужна каждому, кто столкнулся с диагнозом онкологического заболевания. У нас такой менталитет, что, когда мы слышим «рак», подразумеваем сразу страх и смерть.

— В чём цель работы онкопсихолога?

— Это зависит от каждого конкретного случая. Пациентам помогаю принять заболевание, преодолеть страх смерти, а за ним может стоять одиночество, обида на себя или на кого-то, боль, сожалениие о том, что-то не сделал, не отработал. С родственниками добавляется проблема эмоционального выгорания. Ведь у них много запретов: не обижаться, не злиться и так далее. Запрет эмоций ведет к тому, что люди ведут себя как роботы, также может сыграть свою роль и психосоматика*.

— Насколько для пациентов с онкологическим заболеванием важно психическое состояние? Были в вашей практике клинические случаи, когда пациенты побеждали болезнь в большей степени благодаря своему стремлению и мотивации жить?

— В моей практике есть случай, когда нам передали в паллиативное отделение девушку, мы начали с ней общаться и мотивировать на то, чтобы продолжать жить. На сегодняшний день она занимается в художественной школе, танцами, общается с людьми. Несмотря на то, что она на инвалидности, и её заболевание никуда не делось. Она живёт и радуется жизни. Так что психологическое состояние очень важно для течения заболевания. Важен настрой человека, его мнение о том, как жить, как принимать болезнь и как с ней бороться.

— Как можно помочь родным больного? Что важно им знать?

— В законодательстве написано, что в первую очередь диагноз должен узнавать пациент, и он сам решает, рассказывать об этом близким или нет. У нас часто родственники решают, знать пациенту или не знать, начинают «играть в игры». Тогда человеку с неизлечимым заболеванием сложно понять, что происходит. Его привозят в паллиативное отделение, а он не понимает, почему его не лечат и почему кругом все умирают.

Родственникам тоже нужно принять болезнь, а потом уже решать, что делать.


— Как правильно вести себя с пациентом?

— Пациента жалеть не нужно, разговаривайте с ним так же, как и раньше, спрашивайте, чего он сам хочет. Излишняя забота тоже вредит. А бывает наоборот – близкие боятся прикоснуться, общаться якобы заразно. Человек лежит в отдельной комнате, ему сунули еду и ушли, а он даже ложку держать не может. Везде нужно придерживаться золотой середины. А вот, как именно принять болезнь и помочь, я не могу рассказать, потому что всё индивидуально. Люди все с разным жизненным опытом, пониманием мира, характером и с взаимоотношениями с пациентом.

Мы взаимодействуем с различными религиозными конфессиями, потому что есть люди, которые не нуждаются в помощи психолога, а просят, чтобы к ним пришёл, например, священник для исповеди и причастия.

— Чего ждёт сам больной от близких?

— Это индивидуально. Иногда тишины и покоя, порой какой-то активности и взаимоотношения. У меня был случай, когда дочь ждала, чтобы мама сказала, что любит её. Я очень долго говорила с матерью. И она это сделала, спустя какое-то время её дочь поблагодарила меня.

Есть ещё один случай: отец с сыном были в ссоре и на протяжении пяти лет не разговаривали. Сын приходил и всё узнавал у врачей, приносил нужное, но в палату не заходил. «Это последние дни, когда ты можешь поговорить, попросить прощения, ты потом будешь всю жизнь локти кусать» – обратилась я. Позже жена пришла с благодарностью, потому что она оставила их двоих: они сидели вместе, говорили и плакали. Ради этого я и работаю.

Нужно жить здесь и сейчас, потому что мы не знаем, что будет дальше.

 

— Как проводится работа с пациентом?

— Это тоже индивидуально. Если человек лежачий, то я с ним беседую. Если он двигается, то чаще использую арт-терапию. Для меня это более корректный метод, я потихоньку вывожу на эмоции, раскрываю человека, рисунки всегда откровенны, и с этим работаю. Если нет откровенности, то и психолог не сможет ничем помочь. В первый день я всегда знакомлюсь, рассказываю о себе и стараюсь установить доверие. Но насильно я ничего не могу сделать.

— Как справиться с мыслью, что твой близкий, любимый человек умирает, а ты ничего для него сделать не можешь?

— Пережить, плакать, горевать. Это нормально. Человек не переживёт свои чувства, пока не выплачет все до конца. А как можно проститься с человеком без эмоций и слёз? Время лечит, и потом нужно постепенно возвращаться к жизни. Есть поговорка «Бог дал, Бог взял». Нужно понимать, что жизнь и смерть шагают рядом.

— Если в семье есть дети, нужно ли им рассказывать о болезни близкого человека?

— Детям стоит рассказывать и объяснять, что происходит, и как нужно себя вести с больным. Потому что он может оказаться не готовым к тому, что родственник куда-то исчез. Ребёнок должен быть вместе с семьёй: если все горюют, то и он рядом будет горевать, хоть и неосознанно.

www.pixabay.com

— Существует мнение, что с пациентом нужно быть позитивным, это так?

— Не всегда. Вы же не можете прийти к нему и рассказывать анекдоты. Нужно просто жить. Сегодня — боли, значит решаем вопрос с ними, если хочется поговорить, то разговариваем. Нужно настраивать жизнедеятельность, доносить, что у него есть ещё время, за которое он может что-то сделать. Например, сказать родным, что он их любит.

Не бойтесь просить помощи у родных, друзей и соседей. Рассказывать о том, что у вас происходит. Обращайтесь к волонтёрам и в различные благотворительные организации, и вам помогут.

— Какие слова нужно говорить в качестве утешения и поддержки?

— Если бы существовали стандартные фразы, то психологи никому не нужны были бы. Самое лучшее утешение — это быть рядом и слушать, чего хочет пациент. Я всегда иду за ним, вот куда он хочет идти, туда и я. Хочет поплакать — веду туда, где он может выплеснуть эти эмоции. Хочет петь, пою с ним.

— Как вы сами справляетесь с эмоциональным выгоранием и трудностями в своей работе?

— Конечно, мне бывает тяжело. Хожу в разные группы, занимаюсь спортом, отдыхаю на природе, хожу в храм. Я себя восстанавливаю и работаю над собой. Проговариваю все свои эмоции и чувства друзьям, коллегам. Бываю сама собой. Иду с работы или еду в автобусе и плачу, потому что привыкаю, сближаюсь с пациентами и очень тяжело и больно, когда они уходят.

*Психосоматика — ("псохо"— душа, "сама”— тело) — это направление, изучающее влияние состояния души на тело.



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 1
Подписаться на комментарии
Феликс
Онкопсихология. До чего же всё это разделение психологии на подпсихологии сомнительно. Даже больше - надумано, выспренно, притянуто, как хотите. Или специалист разбирается в психологии, или нет, вот и всё деление, по сути. А перинатальная психология, онкопсихология, какая там ещё есть психология, дерматопсихологии нет? Больные кожными болезнями между прочим иногда очень в этом плане страдают, при псориазе например.  
Добавить комментарий
Читайте также